Интервью Председателя ОО «Отраслевой горно-металлургический профессиональный союз «Казпрофметалл» А. Нуралина об отношении к январским событиям и ситуации в стране для газеты «Qazaqstan Kasipodagy».
Уважаемый Асылбек Жамашулы, январские события не оставили равнодушными даже самых далеких от политики людей. Какие чувства Вы испытали в связи с этим?
К большому сожалению, мирные митинги простых граждан были омрачены провокационными действиями деструктивных элементов в ряде городов нашей страны, которые уже вошли в новейшую историю Казахстана как «Алматинская трагедия». Обществу и имиджу власти был нанесен серьезный урон. Жертвами беспорядков стали многие ни в чем не повинные люди, а материальный ущерб перевалил за сотню миллиардов тенге. Мы скорбим вместе с народом о погибших. Нам остается только надеяться на лучшее, сама жизнь преподнесла нам жестокий урок и в особенности для власти, власть на деле обязана изменить свое мышление, поведение и отказаться от прежних парадигм.
На Ваш взгляд, каковы основные предпосылки дестабилизации обстановки?
На протяжении длительного времени, властям не удавалось найти компромисс с участниками стихийных митингов, забастовок по поводу роста цен, снижения уровня жизни. Социальное расслоение, низкая оплата труда, закредитованность населения, хаотичная внутренняя миграция и многие другие социальные проблемы постепенно вели к разброду и шатаниям в обществе. Отраслевой профсоюз «Казпрофметалл» не раз указывал в своих обращениях в государственные органы власти на проблемы в социально-трудовых отношениях и рост факторов нестабильности. Об этом говорили и другие представители гражданского общества. Перегрев общественных настроений, наложенный на общую самоуверенность и беспечность ответственных официальных лиц и привела в итоге к потере контроля над ситуацией. В критический момент компетентные структуры не проявили должной реакции на разгул криминала, подменивших мирные протесты граждан. Уже нет оснований не верить, что зачинщики погромов не имели своих покровителей в политическом истеблишменте Казахстана.
Последствия январских событий вызвали настоящую информационную войну и разброс мнений. Что Вы скажете по этому поводу?
11 января с.г. Президент К-Ж. Токаев представляя нового премьера в Мажилисе Парламента дал официальную оценку политической и социально-экономической ситуации в стране и поручил «новому» правительству осуществить ряд кардинальных мер. Гражданское общество приветствует эти шаги и надеется они найдут реальное воплощение. Хочу заметить, что особое возмущение в обществе вызывают действия сил правопорядка, которые путем избиений и издевательств выбивают признания у участников январских событий. Разве можно так обеспечить широкую поддержку и успех начатым преобразованиям? Недопустимо мирных граждан недовольных своим социально-экономическим положением смешивать с авантюристами, приклеивать ярлыки и обвинять во всеуслышание в терроризме и попытке государственного переворота. Все мировое сообщество пристально наблюдает за развитием событий в нашей стране, и мы вправе требовать объективного расследования этих трагических событий. Здесь неуместно идти по принципу цель оправдывает средства.
Вы высказали свое мнение о причинах социального недовольства. Если подойти шире, то что нужно сделать чтобы такого больше не повторилось?
Первопричины многих проблем лежат в политической плоскости. Жесткая концентрация и централизация власти, которая была необходима в переходный период явно затянулась на долгие годы и привела к неизбежным противоречиям с общественным развитием. К участию в реальной политике допускались только «удобные» и «нужные». Плюрализм мнений, демократия, свобода слова, критика власти все это было на словах и до определенных границ. Одни как околдованные верили в светлое будущее, другие окованные страхом не могли полноценно выразить свою точку зрения.
Назрела необходимость широких политических реформ. Надеемся, что Президент К-Ж. Токаев проявит политическую волю и пойдет на диалог с гражданским обществом. Тогда мы увидим контуры того, что принцип разделения властей начал работать, а понятия правового и социального государства обретают содержание и смысл. Как унитарное государство нам возможно следует иметь однопалатный Парламент без двойного подчинения Правительства. Необходима либерализация законодательства о политических партиях и внедрение смешанной системы политических выборов в органы законодательной и представительной власти, я имею в виду сочетание мажоритарной и пропорциональной системы.
Еще обратил бы внимание на неэффективные квазигосударственные структуры и институты развития, содержание которых слишком дорого обходится налогоплательщикам. Их периодическая трансформация не приводит к каким-либо существенным результатам. Нам их представляли, как топ-менеджеров, а по сути это сословие привилегированных служащих. Нужна новая кадровая политика государства с ясными критериями отбора и осязаемыми результатами. И в этой связи, солидарен с тезисом Президента К-Ж. Токаева: «идеология добросовестного труда, справедливого вознаграждения должна прийти на смену мировоззрению компрадоров, временщиков, иждивенцев».
На встрече с представителями «национальной буржуазии» Президент К-Ж. Токаев говорил о переориентации экономической системы в пользу общества. В Вашем понимании, что означает такая трансформация?
Мы с надеждой воспринимаем заявления Главы государства, направленные на восстановление социальной справедливости и даже в какой то, мере проявляем нетерпение желая быстрее увидеть плоды начатых реформ. На встрече с Президентом РК присутствовала бизнес-элита, представляющие самые доходные отрасли экономики Казахстана. На протяжении многих лет контроль за доходами от экспорта природных ресурсов осуществлялся в центре власти, которую законодательно цементировали все это время и для общества эта тема оставалась закрытой. За тридцать лет сформировалась такая экономическая модель, в которой сырьевой сектор стал преобладать над другими видами производства, что привело к диспропорции в экономике в целом. Теперь задача должна стоять не отобрать и поделить, а создать стимулы для развития высокотехнологичных производств и создания товаров с высокой добавленной стоимостью путем перераспределения сверхприбылей от сырьевого и финансового сектора.
Политическая власть должна твердо поставить во главу угла национальные приоритеты и благополучие граждан, вместе с тем не допуская бегства капиталов из экономики страны. Это сложная задача реальной политики и мне думается Президент страны примет верное решение.
В обществе много вопросов к деятельности различных фондов. Как Вы считаете фонд «Қазақстан Халқына» облегчит социальное положение уязвимых слоев населения?
Ничего не имею против сугубо частных фондов, поскольку они существуют на частные пожертвования и нацелены на оказание помощи конкретным категориям граждан, а фонды с участием государства создают почву для недоверия и социального иждивенчества реципиентов, кроме того, содержание сотрудников обычно обходится очень недешево. Власть обратилась с призывом к крупному бизнесу помочь народу в такой сложный момент. Мне думается, помогая в целом обществу социально-ответственный бизнес не должен забывать и о своих работниках. Для нас представляющих социально-трудовые интересы работников горно-металлургической отрасли данный вопрос особенно чувствителен.
Считаю, что всем компаниям достаточно добросовестно уплачивать все налоги, и мы получим нормальную государственную систему социальной защиты для решения всех социальных проблем населения. Будем надеяться, что новое правительство будет последовательно осуществлять задачу повышения доходов и благосостояния населения.
Асылбек Жамашулы Вы как представитель гражданского сектора делаете акцент на необходимость усиления взаимодействия социальных партнеров. А что конкретно Вы предлагаете?
К сожалению, государство не в должной мере воспринимает потенциал общественных организаций, в частности профсоюзных объединений. Профсоюзы как компетентные представители трудящихся в сфере социально-трудовых отношений требуют справедливого распределения доходов, усовершенствования трудового законодательства и Закона о профсоюзах. На протяжении становления государственности профсоюзы прилагали все усилия для сохранения социальной стабильности в организациях и на предприятиях. Занятые в производстве конкурентноспособной продукции работники реального сектора по праву заслужили государственную поддержку в вопросах улучшения жизни. Пора государству законодательно обеспечить равные условия взаимодействия для социальных партнеров.
На сегодня, актуальными остаются вопросы повышения оплаты труда, несовершенства трудового законодательства, снижения пенсионного возраста для работников занятых на тяжелых работах, вредных и опасных условиях труда, отмены многих социальных льгот и гарантий, оттока квалифицированных кадров за пределы страны. Это далеко не полный перечень проблем требующих своего решения. Уверен, что при мобилизации представителей гражданского общества в процесс начатых преобразований мы получим не искаженное, а реальное восприятие действительности.
Время ожиданий прошло, Отраслевой профсоюз «Казпрофметалл» выступает за консолидацию позиций государственных органов власти, работодателей, профсоюзных объединений в целях построения демократического общества с высоким уровнем жизни для всех граждан Республики Казахстан.